Еще одной и, как оказалось, достаточно интересной моделью оперативной психодиагностики личности стали архетипичные конструкции, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью данной модели. Об архетипах много написано, много рассказано на тренингах, но практического применения, зачастую, мы не видим. Хотя это прекрасный психологический и психодиагностический инструмент. Он позволяет ответить на многие вопросы, касаемо не только теории или структуры личности, но и на вопросы, связанные с диагностикой бизнеса, маркетинга, продвижения и позиционирования продукта.

Давайте рассмотрим более детально архетипичные конструкции. Архетип – это особый вид воздействия нашего бессознательного на сознание. Архетипичные действия лежат в глубинной структуре человека, заложенной в нем с рождения. Не случайно одно из определений архетипа звучит как коллективное бессознательное, поскольку в архетипе сформирован совокупный образ поведенческих стереотипов всего человечества, включая культурные аспекты. Не случайно поэтому для обозначения архетипов используют метафорические названия. Так как архетипы бессознательны, их влияние не всегда осознается, они проецируются во вне  и сопровождаются эмоциями, чувствами и аффектами как и всякая любая проекция.

Архетипичные конструкции в психологию ввел Карл Юнг. Он различал личное бессознательное, черпающее свою содержательную структуру из жизни и опыта конкретного человека и коллективное бессознательное, содержимое которого наследуется и во многом считается универсальным для представителей определенного биологического вида.0 Для целей оперативной психодиагностики личности наиболее интересной стала модель «Архетипического квадрата» Т. Четуинда, в которой достаточно явно демонстрируется влияние бессознательного на поведение человека в различные периоды жизни.

Однако архетипичный квадрат мы приводим в собственной трактовке поскольку считаем ее более точной и отвечающей на все необходимые вопросы оперативной психодиагностики.
Для более полного описания архетипа необходимо дать критерии:

  • Архетип является цельной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ, имеющий только светлую или темную сторону, архетипом не является.
  • Архетип сильно влияет на эмоции и поступки человека
  • Архетип должен быть устойчивым, должен сопротивляться попыткам его исказить
  • Архетип обладает собственной инициативой, он заключают в себе определенный способ реагирования на стимулы
  • Архетип воспринимается неосознанно и не в следствии научения
  • Архетип определяется не через критериально точное описание опыта, а через «отождествление» и метафоричное описание опыта, где метафора является неким описанием коллективного бессознательного опыта поколений.

Любой человек проходит определенный жизненный путь, начиная с детства и заканчивая старостью. Во все эти периоды у нас есть свои ценности и убеждения. Ценности на ранних этапах удовлетворяются или не очень, убеждения трансформируются.

92a84b73-9e3c-4d35-9f03-26fd0a2bb29b

На каждом временном этапе существуют свои цели и задачи. Они, как мы уже говорили, не осознаются, но именно следование этим целям и задачам позволяет индивиду адекватно существовать в социуме и быть социально адаптируемой личностью.
Архетип, по мнению Юнга, имеет ряд составляющих.

У архетипа есть явная, социальная сторона или «Персона» — это маска, которую человек одевает при общении с другими людьми. Персона – это внешнее выражение социальности, она дает возможность производить нужное, социально-приемлемое впечатление на людей, но с другой стороны она позволяет скрыть свою природу, стереть свою индивидуальность. Если «Персона» — это центральный образ сознательного, то «Тень» или «теневая сторона» — центральная составляющая бессознательного. Это репрессированная сторона личности, в ней сосредоточена вся негативная природа человечества.
В архетипе также присутствует как мужское, так и женское начало. Все это объединяется в термин «Самость», который собирает в себе сознательное и бессознательное, мужское и женское, теневое и социальное.

Исходя из вышеперечисленных критериев в архетипичном квадрате появляются метафорические описания архетипов:

c5c0b79e-cac5-4883-81e8-c97c99a5b002

Социальная адаптация проявляется в соответствующих бессознательных стратегиях и паттернах поведения

66208a2f-6e0b-4d1d-b1bc-0b0d20c1b785

Естественно, что в детском возрасте необходимо соблюдение норм и правил, которые созданы обществом. В юности эти правила подвергаются сомнениям и проверяются на прочность, так формируется свой собственный социальный и эмоциональный опыт, накапливается сила. В зрелом возрасте этот опыт реализуется, а в старости опыт уже формируется в нормы и правила, которые можно передавать молодому поколению.
Все эти базовые тенденции бессознательно реализуются в поведенческих стратегиях индивида и влияют на формирование ценностей и убеждений.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.