В современной жизни, общение является ключевым источником получения информации и взаимодействия людей как на обыденном уровне, так и в процессе профессиональной деятельности. В любых, самых разных условиях, общение — это достижение или стремление к чему-то. Человек является биосоциальным существом, общение является одной из главных потребностей человека. Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения.

Достаточно хорошо и точно пишет об общении французский писатель, поэт, а также по совместительству и профессиональный летчик Антуан-де-Сент-Экзюпери, вот его строки: «Всякая ценность имеет цену. Единственное, что бесценно — это человеческое общение. Вербальная коммуникация — самый простой, естественный звуковой язык. Речь является универсальным средством общения, с помощью нее меньше всего теряется смысл общения.

Этими словами автор хотел передать значимость данных строк. Можно рассуждать до бесконечности, но самое главное, что нужно понимать, это ценность данного процесса. Наиболее активно процесс общения начали изучать в XX веке. Исследования общения шли в разных областях знания: психологии, философии, педагогики, в виду развития новой профессиональной деятельности. Особое значение общению уделяют психологи, работая с личным профессиональным составом. Это самый простой и верный способ помощи. Общаясь с человеком, узнавая его проблемы ему можно помочь в трудных жизненных, а также профессиональных ситуациях.

Необходимо рассмотреть другую сторону (влияния) общения на профессиональную деятельность. Любая работа, которой занимается человек так или иначе оставляет в его жизни след.

Процессы коммуникации играют огромную роль в деятельности сотрудника правоохранительных органов в целом и полиции в частности. В связи с этим к коммуникативной компетентности сотрудников предъявляются определенные требования. В то же время в правоохранительных органах часто работают люди, не имеющие должной теоретической и практической подготовки к деятельности в системе «человек — человек», они выполняют свои функции, используя сложившиеся стереотипы, которые не всегда эффективны в сложных условиях деятельности правоохранительных органов [6]. Это может заметно как по общению, так и по повадкам. Иными словами, идёт процесс профессиональной деформации. Род деятельности всегда накладывает отпечаток на человека. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко оказывает отрицательное воздействие на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости наблюдается развитие его профессиональной деформации [5].

Рассматривая профессиональную деформацию в общем плане, заслуженный деятель науки Российской Федерации Зеер Эвальд Фридрихович отмечает: «…Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности…».

По мнению других ученых, таких как, А.К. Маркова, профессиональная деформация начинается с негативных изменений в рабочей деятельности, а также в поведении. С её утверждениями согласны и другие авторы, связывая такого рода явления с изменением личности в отрицательную сторону. Большой вклад в изучение и решение этой проблемы (влияние деятельности на психически-эмоциональное состояние сотрудника) внесла С.Е. Борисова, которая исследовала предпосылки трудовой деятельности в первые, а также в последующие годы службы [7].

Профессиональная деформация по её исследованиям характеризуется:

• жесткой профессиональной деятельностью, а именно:
• большими ограничениями;
• уклоном на обвинительный аспект;
• присутствием постоянной напряженности, что к чрезмерной подозрительности и педантичности;
• самооправданием нарушения служебных норм;
• применением служебного положения в личных целях.

Все эти факторы (характеристики) так или иначе влияют на психо-эмоциональное состояние сотрудника, а именно, проявляется в большей мере в общении как на работе, так и в не рабочее время.

Значительное влияние таких характеризующих факторов можно заметить при разговоре с сотрудниками уголовного розыска, ведь им, в большей мере, приходится сталкиваться с этими негативными факторами — большим влияние криминогенных составляющих, ведущих к неизбежному изменению психико-эмоционального состояния личности, что в свою очередь, приходит к резкому изменению в общении, использованию жаргонизмов в речи и дефекта самого общения в целом.

Профессиональная деформация сотрудников уголовного розыска начинает проявляться после довольно длительного времени осуществления профессиональной деятельности. Оперативные сотрудники зачастую перестают различать и разделять службу и личную жизнь. Это выражается в самых простых вещах в речи, в отношении к другим людям, причиной которого является влияние на сотрудника того контингента, борьба с которым является основной задачей всего уголовного розыска в целом. Преступный мир является тем контингентом, который оказывает негативное влияние на сотрудника.

Сотрудники со слабым волевым контролем чаще всего подвержены такому воздействию.

После определенного времени влияния негативных факторов на сотрудника уголовного розыска ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общности с разными слоями населения. Сотрудник все больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы, интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе.

Первые проявления профессиональной деформации сотрудников уголовного розыска выражаются в цинизме, замкнутости, излишней серьезности, бесчувственном отношении к людям, отсутствие сопереживания, сострадания, низком профессиональном уровне знаний.

Что касается структуры профессиональной деформации сотрудников уголовного розыска, то существует две формы профессиональной деформации, а именно:

1) Открытая, ее также называют видимой профессиональной деформацией

2) Скрытая, т.е. невидимая

Открытая профессиональная деформация проявляется в бездушном, бесчеловечном отношении к задержанному, преступнику, а ведь сотрудник должен в любом случае относиться к преступникам по-человечески. Здесь мы еще видим пренебрежение нормами служебной этики, использование незаконных методов в борьбе с преступностью, руководствуясь ложным принципом «средства оправдывает цель». Проявление данной формы еще выражается в злоупотреблении спиртными напитками, некультурность речи, замененную на жаргон преступного мира.

Злоупотребление служебным положением, т.е. преобладание корыстных целей над государственными, общественными, нравственное обеднение сотрудника, укрывательство преступлений, взяточничество — всё это господствует в скрытой форме профессиональной деформации сотрудников уголовного розыска.

Также для сотрудников уголовного розыска характерны следующие индивидуально-психологические особенности развития профессиональной деформации:

Профессиональная деформация возникает в период 6-8 летнего стажа профессиональной деятельности.

У сотрудников уголовного розыска развивается ярко выраженное пренебрежение к социальным нормам и уставным требованиям, низкий уровень контроля своего поведения, агрессивность, прямолинейность, отсутствие психологической гибкости, низкая переключаемость при изменении ситуации, враждебность, злопамятность, подозрительность, упрямство.

Необходимо отметить, что существование проблемы подобного рода, все чаще возникающей в последнее время, ее спорный характер и острота в большей степени провоцируется прежде всего недостаточной подготовленностью к предстоящим трудностям сотрудников уголовного розыска в учебных заведениях МВД России.

Для решения поставленной нами проблемы необходимо улучшить профессионально-психологический отбор на службу в ОВД за счет лучшей диагностики личностных качеств, регулярной психодиагностики, ориентированной на выявление изменений в личности сотрудников по ходу службы, проведения регулярных психологических тренингов, игр и психологических консультаций, имеющих профилактическую и коррекционную направленность. Нельзя недооценивать роль процесса обучения для решения поставленной задачи. Система мер, направленных на модернизацию обучения курсантов, должна быть глубоко продуманной, основываться на осмыслении исторического и зарубежного опыта обучения специалистов, современного состояния высшей школы МВД России, ожиданий личности, общества, государства; на теоретических выводах и аргументированных предложениях ученых, авторитетных специалистов-практиков в области обучения курсантов ведомственной высшей школы [3]. Но лучше всего контролировать свое поведение может только сам человек, поэтому важным направлением работы является развитие способности к самоконтролю. Стоит отметить, что единого и универсального решения проблемы профессиональной деформации не существует, необходима постоянная, кропотливая работа по профилактике и минимизации негативных изменений.

Улановский А.В., Рвачёв В.С.

________________________________________
Пристатейные списки литературы:
1. (дата обращения 10.06.2015).
2. http://www.newreferat.com/ref-17886-1.html (дата обращения 10.06.2015).
3. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности процесса обучения курсантов вузов МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2007.
4. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002, С.126
5. Кутепова М.В. Влияние служебной деятельности на профессиональную деформацию сотрудников органов внутренних дел. Роль гуманитарных дисциплин в формировании общих и профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел: материалы научно-практических семинаров и круглых столов (2011 – 2012 г.г.). – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2013, С. 176-179.
6. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. С. 27.
7. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2011/1/2058.phtml [Личностные проявления профессиональной деформации субъектов оперативно-розыскной деятельности / 2011-1] (дата обращения 10.06.2015).

Источник:
Улановский А.В., Рвачёв В.С. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6;
(дата обращения: 05.08.2015).

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.