Анализ выражений лица с целью оценки реакции человека на внешние стимулы или с целью анализа работы внутренних оценочных систем человека, ответственных за возникновение эмоциональных реакций, получил широкое распространение благодаря имеющимся инструментам (таким как система кодирования выражений лица FACS (Facial Action Coding System)), позволяющим объективно описать мимику и в дальнейшем, при помощи различных методов интерпретировать имеющиеся данные. К сожалению, в некоторых ситуациях, таких как краткосрочная коммуникация (например, в условиях собеседования при приеме на работу) не всегда возможно применить стандартный алгоритм использования FACS: (1) видеозапись, (2) описание мимики при помощи кодов FACS, (3) интерпретация полученных данных. Тем не менее, интерпретация мимических реакций без применения специальных инструментов фиксации мимики возможна и часто информация, полученная в процессе интерпретации, является значимой для принятия определенных решений.

Анализ мимических реакций в краткосрочной коммуникации базируется на двух принципах — максимальной объективности в восприятии лица и принципе «стимул — реакция», когда интервьюер оценивает реакцию собеседника, полученную в ответ на какой-либо предложенный стимул (вопрос, искусственно созданная ситуация).

Объективность в восприятии лица невозможна без понимания основных психологических принципов восприятия лица. К ним относятся «предрассудки» восприятия (попытки связать определенные черты лица с чертами характера человека или особенностями поведения) и принцип адаптации к «привычным» выражениям лица.

«Предрассудки» восприятия лица берут начало как в давно ушедшей из научного поля физиогномике, древней системе оценки человека по его лицу, так и в объективном влиянии на наше восприятие анатомических особенностей лица, в частности соотношения ширины лица к его высоте (width to height ratio). Чем больше это соотношение, тем лицо воспринимается более мужественным, внушающим доверие. Соотношение ширины лица к высоте обусловлено уровнем тестостерона, который воздействовал на ребенка в утробе матери. Установлено, что это соотношение никак не влияет на поведение или личностные характеристики человека, влияя лишь на восприятие его окружающими. Интервьюер может ошибочно с первых секунд контакта неосознанно больше доверять человеку с большим соотношением ширины лица к высоте, не понимая, что это доверие обусловлено особенностями восприятия анатомии лица, а не реальной ситуацией. То же относится и к динамике мимики — более спокойная мимика вызывает большее расположение и доверие, в то время как гиперкинетическая мимика (тип мимики, при которой отсутствует или крайне низка связь между переживаемой эмоцией и ее мимическим выражением) способна дезориентировать интервьюера, отвлекая его внимание не только от лица, на которое он как бы «автоматически» выводит из фокуса своего внимания, но и от других аспектов поведения человека.

Адаптация к определенным выражениям лица относится к основным принципам восприятия лица и часто может приводить к нарушению объективности восприятия. Классическим примером адаптации к определенным выражениям лица является отсутствие реакции родственников на выражение печали у депрессивных пациентов. Родственники как бы «привыкают» видеть такое выражение лица, оно становится для них ничего не значащим. В качестве другого примера можно привести отсутствие сознательной реакции на выражение презрения (как признак доминирования) при коммуникации в структурах с развитой иерархией или конкуренцией между сотрудниками.

В случае имеющейся вероятности адаптации к выражениям лица рекомендуется в процессе беседы на какое-то время отойти от восприятия лица в целом и сосредоточиться на анатомических маркерах лица, перенос фокуса внимания на которые позволяет быстро объективизировать восприятие.

Использование принципа «стимул — реакция» при анализе мимики в условиях краткосрочной коммуникации обусловлено низкой частотой значимых мимических реакций и микровыражений, появляющихся в процессе так называемой нейтральной беседы, не несущей для интервьюируемого никаких эмоциональных рисков.

В отличие от классического алгоритма использования FACS ((1) видеозапись, (2) описание мимики при помощи кодов FACS, (3) интерпретация полученных данных), в краткосрочной коммуникации применяются подходы, ориентированные на категоризацию и оценку поведения человека в момент самого поведения, причем целесообразным представляется сочетание двух подходов к анализу выражений лица — дискретного и компонентного.

Основным автором, разработавшим принципы дискретного подхода, является известный американский ученый – психолог Пол Экман, выделивший семь базовых эмоций, каждая из которых имеет определенное мимическое выражение и определенное смысловое значение для функционирования организма. Также П. Экман ввел понятие «микровыражения эмоции», быстрого, сознательно неконтролируемого выражения переживаемой эмоции. Благодаря двойной иннервации мышцы лица могут сокращаться как под влиянием сознательного решения, так и под влиянием подсознательных импульсов. Динамика сокращения мышц в этих двух случаях различна — автоматическое сокращение без участия сознания человека симметричное и плавное, а часто и более быстрое. Благодаря такому типу сокращения лица в микровыражениях, возникающих на очень короткое время от 40 до 200 мс, мы можем увидеть реальное отражение истинных, глубинных эмоций человека. Для того, чтобы видеть микровыражения в реальном времени без использования видеозаписи, требуется специальное обучение, что, как и редкость возникновения микровыражений (в среднем в 2% исследованных актов коммуникации), сильно ограничивает их применение при краткосрочной коммуникации. Но, нужно понимать, что в условиях беседы, в которой интервьюером используются провокативные стимулы, частота возникновения микровыражений возрастает.

Данный подход крайне удобен в применении в условиях краткосрочной коммуникации и предполагает использование провокационных вопросов и утверждений с оценкой реакции на них на основе дискретных базовых эмоций и их микровыражений. Он позволяет с достаточно высокой степенью точности верифицировать правдивость утверждений.

Интервьюируемому предлагается ряд провокативных вопросов, направленных на проверку специфических эмоциональных реакций. Интервьюер говорит человеку, что тот непричастен, что он верит всему сказанному. Непричастный человек демонстрирует радость, вплоть до восторга, причастный же человек, когда поверили его лжи, демонстрирует презрение, облегчение, улыбку, сочетающуюся с презрением. Выражение неверия непричастному человеку провоцирует его на удивление и гнев, а выражение неверия лжецу — на страх, фальшивое удивление и отвращение.

 

Таблица 1. Эмоциональные реакции проверяемого

в процессе исследования

ПРАВДЕ ЛЖИ
ВЕРЮ Радость

(сенсорное удивление)

Презрение
Облегчение
НЕ ВЕРЮ Удивление
Несогласие
Гнев
Страх разоблачения
Фальшивое удивлениеОтвращение

 

Вторым подходом, хорошо зарекомендовавшим себя в условиях ограниченного времени, является компонентный подход к формированию эмоций и выражений лица, предложенный Клаусом Шерером в конце 90-х — начале 2000-х годов. Подход К. Шерера базируется на последовательной оценке событий на основе нескольких критериев соответствия этих событий целям и задачам человека, как осознаваемым, так и, в основном, неосознаваемым. Оценочная последовательность включает в себя оценку по четырем критериям:

  • Релевантность события: требует ли событие внимания, дальнейшего рассмотрения и, возможно, активной реакции.
  • Последствия: как событие или его последствия повлияют на качество жизни и достижение непосредственных и отдаленных целей.
  • Копинговый потенциал.
  • Соответствие моральным и этическим нормам.

Оценка события на соответствие каждому из этих критериев позволяет понять значение отдельных мимических элементов, что невозможно сделать, применяя исключительно дискретный подход.

Таким образом, принципы анализа выражений лица предполагают интегративный подход, устранение «предрассудков восприятия» с максимальной его объективизацией, что позволяет быстро и эффективно в реальном времени использовать техники анализа выражений лица.

 

Литература:

  1. Ekman P. Telling Lies. Norton, New York, 1985.
  2. David Sander, Klaus Scherer, Oxford Companion to Emotion and the Affective Sciences (Series in Affective Science), 2009.
  3. James A. Russell, José Miguel Fernández-Dols, The Psychology of Facial Expression (Studies in Emotion and Social Interaction), 1997.
  4. William L. Fleisher and Nathan J. Gordon, Effective Interviewing and Interrogation Techniques, 2010.
  5. Scherer, Klaus R. ‘The dynamic architecture of emotion: Evidence for the component process model’, Cognition & Emotion, 23: 7, 1307 — 1351.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.