Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых  кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика(Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).

1. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

  • Поза — это положение человеческого тела. Позы можно клас­сифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаи­моотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—до­минирования; включенности—отчужденности); психофизиоло­гические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармонич­ная —дисгармоничная).
  • Походка – движения ног, благодаря которым человек перемещается в пространстве. Она связана с позой, поскольку во время ходьбы у человека изменяется положение всего тела. Ее измерениями являются ритмич­ность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.
  • Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по приз­наку центробежности (движение от себя) или центростремитель­ности (движение к себе); по критерию однозначности и много­значности.
  • Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относитель­но стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные (кратковременные изменения движений мышц лица).

В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движе­ний (Крейдлин, 2001).

  1. Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест).
  2. Иллюстраторы — движения, которые сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во вре­мя рассказа о рыбалке).
  3. Экспрессивные знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).
  4. Регуляторы – движения, которые регулируют беглость коммуникации (напри­мер, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).
  5. Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих удовлетворение потребностей человека, их функ­ция— защита, поддержка человеком себя (например, потирание носа, чавкание).

2. Гаптика 

    — прикосновения коммуникатора к себе и реципи­енту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.

3. Паралингвистика 

    — параметры голоса человека. К ним от­носятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмич­ность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т.д.), ясность артику­ляции.

4. Экстралингвистика 

    — неречевые вкрапления в речь: стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-«паразиты» («ммм», «ох», «вот»).

5. Окулесика 

    — визуальное поведение людей во время об­щения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.

6. Ольфакция 

    — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные за­пахи, например, духи, благовония и т.д.

7. Гастика 

    — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом.

8. Проксемика 

    — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориаль­ность, временную организацию ситуации.

Дистанция — расстояние между партнерами по общению. Су­ществуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции:

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей;
  • персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном об­щении со знакомыми людьми;
  • социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  • публичное расстояние (от 401  до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.

Отдельно выделяют персональное пространство и пространст­во группы.

  • Персональное (личное) пространство — это простран­ство вокруг человека, ограниченное мысленной чертой, за кото­рую другим людям не следует заходить. Если они пересекают эту черту, человек испытывает отрицательные эмоции. Персональное пространство не является кругообразным, а больше напоминает овал: оно максимально впереди и сзади, но уже — с боков.
  • Пространство группы — пространство, в которое «допускают­ся» только члены своей группы. Если позволяет ситуация, группа старается расположиться так, чтобы вокруг нее было пустое пространство, то есть чтобы расстояние между членами группы было меньше, чем расстояние от них до другой группы. Как правило, расстояние между группами составляет не менее 100—125 санти­метров. Групповое пространство хорошо заметно во время пере­рывов на общественных мероприятиях (конференциях, банкетах и т. д.), когда участники собираются в холле и образуют группы по интересам.

Ориентация и угол общения — расположение партнеров по от­ношению друг к другу. Эта ориентация регулируется располо­жением участников и расстановкой мебели, например, формой стола, высотой кресел собеседников и т. д. Существуют распространенные варианты организации пространства с помощью мебели (Журавлев, Павлова, 2006).

— Учебный класс (ряды). Внимание участников в данном случае целиком направлено на коммуникатора. Эта форма организации пространства приводит к появ­лению традиционных зон активности и противостояния (первые ряды, галерка и т.д.).

— «Подкова». Участники рассаживаются неполным кругом с откры­той стороной. С этой стороны демонстрируется наглядный материал. Коммуникатор замыкает «подкову» с одной из сторон. «Подкова» уменьшает противостоя­ние реципиентов и коммуникатора.

— Круг (стол для совещаний). Круг устраняет большинство разли­чий между участниками. Он должен быть плотным и исключать разрывы. Такое расположение учстников позволяет активизировать их.

— «Кластер» (работа в подгруппах). Участники делятся на подгруппы, размещенные за отдельными столами. Работа в них чередуется с выступлениями их представителей. Чем ближе одна из них находится к другим, тем сильнее они воздействуют друг на друга, чем дальше — тем сильнее внутригрупповые процессы.

Расположение личных вещей. Это аспект проксемики попал в поле зрения исследователей относительно недавно. Выясни­лось, что люди формируют впечатление о человеке на основании того, как он располагает свои личные вещи. Типичный пример — характер и расположение вещей в квартире. Одно и то же распо­ложение вещей создает у разных людей примерно одно и то же впечатление о хозяине. Это впечатление достаточно точное, пос­кольку люди ориентируются на адекватные показатели (Gosling et.al.,2002).

Территориальность. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия и т.д. Существует два основных аспекта психологического значения территории. Во-первых, люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь, например, они рассматривают различные части дома как показатель статуса (престижные и непрестижные части), место связи с потусторонним миром (подвал, чердак) и т.д. Во-вторых, люди склонны к защите территории, которую считают своей. Это касается даже тех территорий, которыми человек владеет временно, например, место на автостоянке. В частности, водители дольше покидают временно занятое ими место на автостоянке, если на него явно претендует другой водитель (стоит рядом, подает звуковой сигнал).

Временные характеристики общения: люди обладают опреде­ленными представлениями относительно времени и длитель­ности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы.

Кроме вышеперчисленных систем, к невербальной коммуникации иногда относят и другие показатели, например, стиль одежды человека, цвета, использованные при оформлении интерьера и т.д.

Разные системы невербальной коммуникации взаимосвязаны друг с другом, представляют собой единое целое. Изменение па­раметров одной системы сопровождается изменением парамет­ров другой. Например, в переполненном общественном транс­порте пассажиры вынужденно сокращают расстояние между собой (показатель увеличения близости общения), но при этом уменьшают визуальный контакт (показатель уменьшения бли­зости общения). Таким образом, на невербальном уровне бли­зость контакта остается прежней. Этот принцип получил название «принципа равновесия». Действие этого принципа получило некоторое эмпирическое подтверждение. Тем не менее он выпол­няется не всегда. Например, в ситуациях, вызывающих тревогу, чем слабее контакт глаз между партнерами, тем больше расстоя­ние между ними (Albas, Albas, 1989)

Источник: http://refdb.ru/look/2370443.html

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.