«Расспрашивающий не должен оставлять

следов на территории рассказчика»

М. Папуш

 

Психолингвистика – это область лингвистики, изучающая язык как феномен психики. Психолингвистика развивается на стыке психологии и лингвистики и изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.

Предметом психолингвистического анализа является не только сам текст, но и восприятие этого текста как устной или письменной речи, т.е. извлечение смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний.

Психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его психическое, эмоциональное состояние, личностные и другие особенности.

 

Лингвокриминалистика – это идентификация личности участников гражданского и уголовного процессов по речевому материалу, позволяющему установить языковые  признаки, особенности устной и письменной речи человека, достоверность или недостоверность сообщаемой им информации в процессе составления документов (предтестовых бесед, заявлений, протоколов, явок с повинной, чистосердечных признаний, объяснений, объяснительных и предсмертных записок и пр.), а также во время проведения аудио- видеозаписей  оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.

Известно, что большинство правонарушений и преступлений связаны с речевой деятельностью:  мошенничество, угрозы, шантаж, коррупция, доведение до самоубийства, заказное убийство, вымогательство,  психическое насилие над личностью, клевета, оскорбление, унижение человеческого достоинства, разглашение семейной и государственной тайны, распространение недостоверных сведений, порочащих деловую репутацию,  подстрекательство к преступной деятельности и др.

 

Зачем это нужно знать полиграфологу?

Полиграфолог, принимающий участие в  проведении служебных или иных расследований, должен уметь анализировать весь речевой материал, который направляется ему заказчиком.

Грамотный психолингвистический и лингвокриминалистический анализ устной и письменной речи предтестовой беседы, становится доказательством по делу даже в том случае, если суд не принимает заключение полиграфолога в качестве доказательства целиком, но использует его в той части, которая содержит ценную информацию.

Поэтому полиграфолог может быть допрошен судом в качестве свидетеля, а зафиксированные им в предтестовой беседе сведения могут стать основой мотивированного судебного решения.

 

Программа тренинга

  1. Психологический анализ текста: как определить индивидуально-психологические особенности человека: уровень интеллекта, мотивы, отношения, психологический и социальный статус по его устной и письменной речи, идентифицировать скрывающееся под маской лицо?
  1. Лингвистическая экспертиза в анализе текста: как составить языковой паспорт личности, определить явный и скрытый смысл высказываний, провести лингвистическую идентификацию личности и разоблачить лжеца?
  1. Что такое речевая агрессия, манипулятивные тактики и стратегии русской речи? Манипуляция с точки зрения лингвистики и психологии. Понимание лжи и обмана в западной и русской традициях.
  1. Психологические и лингвистические аспекты экспертизы информационных материалов: текста, фотографий, аудио- и видеозаписей, кино-видео-продукции.
  1. Возрастная классификация информационных материалов. Возрастные рейтинги. Виды вредоносной информации. Насилие. Агрессия. Постановка экспертных вопросов и правила их разрешения.
  1. Психологическая и лингвистическая консультация. Лингвистическая часть заключения. Вопросы, входящие в компетенцию эксперта-лингвиста. Психологическая часть заключения. Вопросы, входящие в компетенцию эксперта-психолога.
  1. Алгоритмы проведения лингвистической, психологической, психолого-лингвистической экспертизы, предтестовой беседы, явки с повинной, чистосердечного признания, предсмертной записки, объяснений, показаний и т.п.
  1. Проблемы дифференциации предметов, объектов и методов исследования в лингвистической и психологической экспертизе текста.
  1. Типичные ошибки при проведении лингвистической, психологической и комплексных видов экспертиз в анализе текстов и способы их преодоления.

Тренер:

Челпанов Вадим Борисович – кандидат психологических наук, магистр филологии по специальности «Психолингвистика и лингвокриминалистика», эксперт-психолог и лингвист (филолог). Автор 140 научных публикаций, нескольких монографий и статей по проблемам экспертологии и профессиональной деятельности психологов и лингвистов.

Провёл более 500 экспертных исследований по гражданским и уголовным делам.

Награждён Комитетом по образованию и науке Государственной Думы  РФ Знаком отличия «Депутатский резерв», медалью «За творческий вклад в развитие науки, культуры и образования России» в Управлении Делами Президента РФ, «Знаком почёта ЛДПР», благодарностями руководителей пограничной службы УФСБ по Курской области, Управления инкассации Центрального Банка России по Курской области за проведение исследований и экспертиз, грамотами руководителей образовательных учреждений за научную и педагогическую деятельность.

Для кого этот тренинг?

  • Для полиграфологов, взаимодействующих с правоохранительными органами, силовыми структурами, или работающими в организациях различных форм собственности.
  • Для профайлеров и верификаторов в целях совершенствования методов и способов определения достоверности информации.
  • Для руководителей служб безопасности, которые хотят повысить свою профессиональную компетентность в области проведения психологических и лингвистических экспертиз документов в рамках служебных проверок сотрудников.
  • Для специалистов служб подготовки персонала — инженерных, профессиональных психологов, ответственных за аттестацию людей на соответствие занимаемой должности, советников и консультантов руководителей, менеджеров по персоналу.
  • Для представителей юридических профессий: юристов, адвокатов, следователей.