Об экспертизе:

Психолингвистическая (психолого-лингвистическая) экспертиза по оценке достоверности информации – это вид судебно-психологической экспертизы, основанной на международной психологической и психолингвистической методике, определяющей степень надежности или достоверности показаний свидетелей, потерпевших или обвиняемых. Данная методика великолепно зарекомендовала себя в международном уголовном праве, в адаптированном виде используется для проведения судебных экспертиз в Центре судебных экспертиз МАИЛ.

Для производства этой экспертизы используются методы оценки правды и неискренности утверждений, представленных в устной форме: оценка валидности утверждений (ОВУ) и анализа содержания речевых сообщений, также используются методики FAINT (Forensic Assessment Interview) — опросной беседы судебной оценки, разработанной коллективом под руководством американского полиграфолога, директора Академии научно-следственного обучения Натана Гордона.

Данные методы прошли неоднократную научную апробацию и в течении длительного времени применяются в судебной  следственной и экспертной практике для решения вопросов, связанных с оценкой психолингвистической достоверности показаний.


Предмет экспертизы:

Речевая (языковая) продукция подэкспертного и особенности его коммуникативного поведения.

Объект экспертизы:

Видео-аудио запись следственных действий (опрос, допрос, проведение очной ставки и т.д.) с подэкспертным.

Экспертная задача:

Вынесение суждения о степени достоверности высказываний подэкспертного в отношении расследуемого события.


При предоставлении видеозаписи следственных действий перед экспертом ставятся вопросы:

  1. Каким образом можно оценить и охарактеризовать психическое состояние подэкспертного в ходе проведения экспертизы?
  2. Выявляются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие о правдивости или ложности высказываний подэкспертного в отношении расследуемого события? Если выявляются, то какие?
  3. Выявляются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистичексекие признаки, свидетельствующие об умышленном редактировании подэкспертным показаний о расследуемом событии? Если выявляются, то какие?
  4. Обнаруживаются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие о заучивании подэкспертным лицом показаний о расследуемом событии? Если обнаруживаются, то какие?

При необходимости исследования явки с повинной или объяснения перед экспертом ставятся вопросы:

  1. Каковы индивидуальные психолого-лингвистические особенности письменной речи и психомоторики подэкспертного в тексте «Протокола явки с повинной»?
  2. Как можно оценить и охарактеризовать психоэмоциональное состояние подэкспертного в ситуации написания им «Протокола явки с повинной»?
  3. Содержатся ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного психолингвистические, психомоторные и иные признаки, позволяющиеся установить достоверность или недостоверность указанных им событий, изложенных в «Протоколе явки с повинной»?
  4. Имеются ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного лингвистические, психологические или психолингвистические признаки самооговора? Если имеются, то какие?
  5. Присутствуют ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного (дата) какие-либо недостатки, вызванные нарушениями высших психических функций мышления и письменной речи?
  6. Имеются ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки, свидетельствующие о написании им объяснения при оказании на него морально-психологического воздействия (давления) со стороны сотрудников (полиции, федеральной таможенной службы и т.п.) в виде уговаривания, манипуляции, угрозы? Если имеются, то в чём конкретно они проявляются?
  7. Содержатся ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки какого-либо необычного, изменённого психического состояния личности, свидетельствующие о написании им объяснения в необычных условиях под влиянием сбивающих факторов? Если содержатся, то в чём конкретно они выражаются?
  8. Присутствуют ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки, указывающие на то, что во время написания этого объяснения он находился в неблагоприятном эмоциональном состоянии стресса, страха, испуга, нервно-психического напряжения в результате оказания на него морально-психологического воздействия (давления) со стороны сотрудников (полиции, федеральной таможенной службы и т.п.)? Если присутствуют, то какие?
  9. Содержатся ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата), психологические, лингвистические и психолингвистические признаки навязанного ему из вне сотрудником (полиции, таможни и т.п.) стиля и способа изложения по заранее заготовленному тексту (образцу), а также признаки диктовки и редактирования текста объяснения сотрудниками (полиции, таможни и т.п.)?
  10. Является ли подэкспертный автором и исполнителем текста данного им «Объяснения» (дата) сотрудникам (полиции, таможенной службы и т.п.) или же производство текста данного им объяснения принадлежит другому лицу?

Важно. Дополнительные вопросы для решения поставленной перед экспертом задачи обсуждаются с Заказчиком отдельно.


Эксперты:

Челпанов В.Б. (квалификация эксперта)


Примеры экспертиз (обезличенные):

Пример заключения комплексной экспертизы по уголовному делу №1

Ознакомиться с методологической базой можно по ссылке.



Типы заключений:

  • Судебная экспертиза
  • Внесудебная экспертиза (исследование специалистов)
  • Рецензия на проведенную лингвистическую (психолингвистическую, психолого-лингвистическую) экспертизу

Стоимость услуги по выполнению экспертизы носит договорной характер и определяется индивидуально, после ознакомления эксперта с поставленными перед ним вопросами и подлежащими исследованию материалами. Срок выполнения — от 5 рабочих дней.

При необходимости — эксперт может выехать в суд и защитить свое заключение.