Теория мотивации по Маслоу

Total
0
Поделиться

Теория мотивации Абрахама Маслоу

Многие из вас знают теорию мотивации Абрахама Маслоу, где он пытался разобраться, что в действительности движет человеком, мотивирует его.

Маслоу пришел к тому, что источником мотивации являются потребности, и начинается все с первой ступени – физиологии. Пока человек не достигнет сытости, удовлетворение этой потребности будет главной его задачей, но как только у него есть достаточное количество еды и воды, возможность дышать свежим (или не очень) воздухом и спокойно спать, он готов перейти к следующей ступени.

На ней ему нужно удовлетворить потребность в безопасности и стабильности – окружающий мир предсказуем, размерен и организован, есть крыша над головой, отсутствует страх, беспокойство и хаос. Человек знает, что ему ничто не угрожает, его защищают другие люди или закон.

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви и привязанности – человеку как никогда хочется любить и быть любимым. Он начинает ощущать нехватку друзей, ему нужна социальная группа, которая приняла бы его как своего, например, профессиональная.

Как только он добился удовлетворения этих потребностей, появляется потребность в признании. Теперь ему мало принадлежать к группе, скажем, ученых, он хочет ощущать свое собственное могущество, компетентность в вопросах, независимость и свободу. Или ему необходимо снискать уважение и признание среди коллег и получить одобрение окружающих.

И так, когда все ступени пройдены, человек доберется до удовлетворения своих эстетических (духовных) потребностей – в порядке, в симметрии, в завершенности, в системе и структуре. Теперь отсутствие красоты вокруг будет влиять на человека самым пагубным образом.

По Маслоу человек не может пропустить ступень и подниматься дальше, но благо для удовлетворения потребности достаточно хотя бы частичного ее удовлетворения. Условно, у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности – на 71%, потребность в любви – на 52%, в самоуважении – на 45%, а потребность в самоактуализации – на 10%.

Можно заметить, что потребности на низших ступенях всегда удовлетворены в большей степени, отсюда если потребности слабо удовлетворены, то на следующей ступени они будут удовлетворены еще меньше. Например, если потребность “А” удовлетворена на 10%, то потребность “Б” может не обнаруживаться вовсе. Однако если потребность “А” удовлетворена на 25%, то потребность “Б” пробуждается на 5% и так далее.

Так Маслоу пришел к выводу, что неудовлетворенная потребность на каком-то этапе, тормозит развитие человека, не давая ему двигаться вперед. Например, если ваша потребность в познании не удовлетворена, вы почувствуете апатию, утрату смысла жизни, неудовлетворенность собой – какую, например, чувствует интеллектуально развитый человек, прозябая на скучной работе.

К сожалению, мало еще кто знает, что была предложена еще одна теория потребностей, которые многократные исследования признают более правильной относительно Маслоу.

Эта модель принадлежит Клейтону Альдерферу и представляет собой три ступени:

  1. потребность существовать,
  2. потребность существовать с другими,
  3. потребность в росте и развитии.

При чем здесь все проще, чем у Маслоу: человек не должен подниматься строго вверх по каждой ступени, он может пропустить какую-либо из них.

Например, человек может вдруг заинтересоваться самореализацией, временно поставив отношения с людьми на второй план и вернуться к ним позже и даже падать по пирамиде вниз, если нижняя ступень удовлетворена недостаточно. При этом, чем слабее удовлетворены потребности предыдущей ступени, тем сильнее это проявляется. Объяснить это можно на простом примере: перед экзаменом так сильно хочется спать, хотя потребность получать знания удовлетворяется в полной мере. И наоборот, чем сильнее удовлетворены потребности предыдущей ступени, тем больше желания удовлетворить следующую, в нашем случае мы поспим и продолжим готовиться к экзамену с большим энтузиазмом.

 

Страчкова Ирина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статьи по теме

Эффект Даннинга-Крюгера или почему дурак всегда умнее Вас

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки…
Читать далее

О чём говорит ваша страница в соцсетях?

  Принято считать, что основное назначение социальных сетей — рассказать о себе, показать свои лучшие стороны, заявить о себе широкой общественности. Поэтому анализируя чей-то профиль, мы должны понимать, что информация, демонстрируемая человеком…
Читать далее

Кент Кил о психопатах

Обаятельны и патологически лживы, бессердечны и безответственны, опасны и импульсивны. Да, речь идет о психопатах. В книге «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния» профессор Университета…
Читать далее

Эпилептоидный психотип

Вторым наиболее встречающимся психотипом является эпилептоидный или упорядоченный. Внутренние условия В основе эпилептоидности лежит вязкая, энергетически ослабленная нервная система. Раздражению эпилептоидов свойственно достигать своего пика, прорывать заслон самоконтроля и резко…
Читать далее

Тревожно-мнительный психотип

Внутренние условия В основе тревожно-мнительного психотипа лежит слабая малоподвижная нервная система. Это значит, что она не способна выдерживать длительные процессы возбуждения и в данном случае будет проявлять себя в опасности…
Читать далее

Психолингвистика и лингвокриминалистика

«Расспрашивающий не должен оставлять следов на территории рассказчика» М. Папуш Психолингвистика – это область лингвистики, изучающая язык как феномен психики. Психолингвистика развивается на стыке психологии и лингвистики и изучает взаимоотношение…
Читать далее